четверг, 8 ноября 2018 г.

История моего деда, художника Иосифа Владимирова, сына Зураха(Захара), и его молодой жены Гитель (для нас - бабушки Кати), уехавших в Уругвай и вернувшихся в Россию в 1920-х

История эта известна мне со слов отца, который, в свою очередь, мог слышать её от своей мамы -
моей бабушки Кати, либо узнал из письма своего дважды* двоюродного брата Жени, тоже художника.
Мне попадалось раньше и само письмо, где дядя Женя все это приключение красочно описал,
но его я теперь, к сожалению, никак не могу отыскать. Поэтому пересказываю все своими словами,
с изрядной долей домыслов и белых пятен. 

 Итак, после женитьбы на бабушке Кате, состоявшейся в Одессе в марте 1916 года, и после грянувшей
вскоре Октябрьской революции и гражданской войны, Иосиф решил покинуть страну Советов
и перебраться в Южную Америку (так поступили тогда многие, т.к. жить в СССР было голодно и опасно,
а выезд из страны был временно достаточно свободным). Они отправились в Европу, а оттуда на пароходе
в столицу Уругвая, город Монтевидео. Точной даты их отплытия Женя не указывает, папа пишет
 - в начале 20-х. Т.е., дедушке Иосифу было немногим более 30-ти, а бабушка Катя (она 1898 года
рождения) была совсем молода, чуть старше 20-ти.

 На каких пароходах, из каких портов можно было отплыть в Монтевидео (и вообще в Южную Америку)
 - отдельная тема для поисков. Папа пишет, что семью Исаака (брата Иосифа) провожал позднее
 в Уругвай один из братьев бабушки Кати, и это было во французском Шербуре.
  Ограничив поиски только французскими крупными компаниями, я нашел лишь одну - 
"Compagnie de Navigation Sud-Atlantique", совершавшую в те годы регулярные рейсы в страны
Южной Америки из портов Франции, в том числе, из Шербура и находящегося поблизости 
Гавра (La Havre). Значит, лайнер, на котором Иосиф и Гитель отправились через океан, мог выглядеть
примерно так:
Jamaique2( бывш. «Mosella»)-1922-Compagnie de Navigation Sud-Atlantique

или так:
Совершенно без связей, без знания испанского языка, им было непросто найти хорошо оплачиваемую работу. И все же, Иосиф, будучи художником, смог устроиться в фотоателье, где занимался ретушью и раскрашиванием черно-белых фотографий - ведь цветной фотографии ещё не было. Как-то раз в ателье пришла фотографироваться на групповое фото команда футболистов местного футбольного клуба. Снимок вышел удачным, его увеличенную цветную копию, раскрашенную Иосифом, выставили в витрине. Возле нее стали задерживаться прохожие - в Южной Америке во все времена обожали футбол и футболистов. А вскоре в ателье заглянул посетитель, настоящего имени которого я не знаю, - назовем его доном Педро" ;). Он поинтересовался, кто автор столь привлекательной цветной фотографии в витрине. Ему сказали, что ее раскрашивал Иосиф, художник из России. Так Иосиф познакомился со своим будущим компаньоном. Дон Педро достаточно свободно говорил по-русски (может, он тоже был из семьи эмигрантов, приехавших в Южную Америку раньше?). Он, вероятно, попросил Иосифа показать ему какие-то рисунки, и убедился, что Иосиф – талантливый и вполне профессиональный художник-портретист. Вслед за тем, Педро предложил Иосифу заманчивый план совместного предприятия: дон Педро, пользуясь связями в местном "истэблишменте", будет действовать как импресарио - он будет встречаться с видными, состоятельными людьми и предлагать, чтобы известный художник из России нарисовал их портрет, такой, какой не стыдно повесить в парадной зале или гостиной. План не ограничивался столицей, Педро хотел добраться до провинциальных городов, где богачи и начальство еще более честолюбивы и склонны к показной роскоши. Если один из них похвастается новоприобретенным портретом, то другие непременно захотят иметь подобные. Чтобы свободно переезжать из города в город, и иметь с собой, для экономии, нехитрое домашнее хозяйство - одежду, постель и кухню, - необходим собственный вместительный транспорт. С этой целью дон Педро приобрел маленький автобус или автофургон**. Этот автофургон, фактически, стал для них домом на ближайшие месяцы. Бабушке Кате в нём отводилась роль домохозяйки - готовка, стирка, уборка. Потом, когда появились средства, они могли уже снимать номера в гостиницах, и не обязательно ночевать в фургоне. Дела пошли в гору: дон Педро умел добиться аудиенции у "нужных" людей, портреты, нарисованные Иосифом, раскупались за хорошие деньги. Почти год они ездили втроем по разным городам (возможно, заезжая и в соседние Аргентину и Бразилию). Естественно, что, при такой жизни, между ними сложились очень тесные, дружеские, доверительные отношения. Иосиф и Гитель стали откладывать деньги на покупку собственного дома. И вот, однажды утром, Иосиф и Катя отправились на рынок городка, где они остановились, чтобы закупить продукты. Когда, нагруженные провизией и в радужном настроении, они вернулись к фургону - и фургон, и дон Педро бесследно исчезли, будто сквозь землю провалились. Все денежные сбережения и личные вещи оставались в фургоне, и, понятное дело, также бесследно и безвозвратно пропали вместе со сбежавшим компаньоном. Для Иосифа это был страшный моральный удар. На почве нервного потрясения он заболел, у него началась тяжелейшая депрессия. Он не мог работать, какое-то время был близок к смерти. Вдобавок ко всему, бабушка Катя на тот момент была уже беременна. Ей пришлось выживать в этой драматической ситуации, но она как-то справилась. Я думаю, именно в это время она начала всерьез подрабатывать шитьем. Затем у них родилась дочка (моя тетя Генриетта), а дедушка Иосиф постепенно поправился, но утратил веру в людей - теперь он считал большинство жителей Южной Америки бесчестными, недобрыми и алчными людьми, с которыми нельзя иметь дело. Он категорически не хотел там оставаться, хотел только собрать денег на обратную дорогу в Россию. И они действительно вернулись в 1928-м; по дороге через Атлантику попали в шторм, где едва все не потонули, т.к. плыли, похоже, не на лайнере, а на сравнительно небольшом торговом судне. __________________________________________________________________________________ *) дядя Женя был папе двоюродным братом и по маме, и по отцу: его отец Исаак – родной брат Иосифа, его мама Дора – родная сестра бабушки Кати. Очень близкая степень родства. **) Вообще-то, сам факт путешествия на собственном автобусе по Уругваю в 20-х годах прошлого века вызвал у меня немало вопросов. Это сегодня есть множество вариантов «дома на колесах», как стандартных, так и сделанных на заказ, и путешествуют в них тысячи автомобилистов. Но что было тогда, почти 100 лет назад? Какими были машины, какими были дороги, много ли было машин и дорог, какими были правила движения, как обучали вождению, и нужны ли были водительские права? Выяснилось, что, начиная примерно с 1910 года, производство небольших автобусов в Америке и Европе стремительно росло. Находящиеся в частном владении мини-автобусы в США активно использовались в качестве дешевых такси (обычных или маршрутных), получив прозвище «dollar van» или «jitney». Jitney составили значительную конкуренцию обычным городским трамваям и автобусам (их услуги можно сравнить с формой услуг нынешней «Uber»). Так что, купить подобный автобус было вполне возможно в 20-е годы. А езда на нем могла представляться захватывающим новомодным приключением. А выглядели эти автобусы примерно вот так:
     

Комментариев нет:

Отправить комментарий

62-й день рождения

Я иду по кромке изумрудной воды, Прибой в пузырьках белой пены. Нигде так моря не светлы и нежны Как у самого берега… в дни войны   Слева да...