История эта известна мне со слов отца, который, в свою очередь, мог слышать её от своей мамы -
моей бабушки Кати, либо узнал из письма своего дважды* двоюродного брата Жени, тоже художника.
Мне попадалось раньше и само письмо, где дядя Женя все это приключение красочно описал,
но его я теперь, к сожалению, никак не могу отыскать. Поэтому пересказываю все своими словами,
с изрядной долей домыслов и белых пятен.
Итак, после женитьбы на бабушке Кате, состоявшейся в Одессе в марте 1916 года, и после грянувшей
вскоре Октябрьской революции и гражданской войны, Иосиф решил покинуть страну Советов
и перебраться в Южную Америку (так поступили тогда многие, т.к. жить в СССР было голодно и опасно,
а выезд из страны был временно достаточно свободным). Они отправились в Европу, а оттуда на пароходе
в столицу Уругвая, город Монтевидео. Точной даты их отплытия Женя не указывает, папа пишет
- в начале 20-х. Т.е., дедушке Иосифу было немногим более 30-ти, а бабушка Катя (она 1898 года
рождения) была совсем молода, чуть старше 20-ти.
На каких пароходах, из каких портов можно было отплыть в Монтевидео (и вообще в Южную Америку)
- отдельная тема для поисков. Папа пишет, что семью Исаака (брата Иосифа) провожал позднее
в Уругвай один из братьев бабушки Кати, и это было во французском Шербуре.
Ограничив поиски только французскими крупными компаниями, я нашел лишь одну -
"Compagnie de Navigation Sud-Atlantique", совершавшую в те годы регулярные рейсы в страны
Южной Америки из портов Франции, в том числе, из Шербура и находящегося поблизости
Гавра (La Havre). Значит, лайнер, на котором Иосиф и Гитель отправились через океан, мог выглядеть
примерно так:
Jamaique2( бывш. «Mosella»)-1922-Compagnie de Navigation Sud-Atlantique
или так:
Совершенно без связей, без знания испанского языка, им было непросто найти хорошо оплачиваемую
работу. И все же, Иосиф, будучи художником, смог устроиться в фотоателье, где занимался ретушью и
раскрашиванием черно-белых фотографий - ведь цветной фотографии ещё не было.
Как-то раз в ателье пришла фотографироваться на групповое фото команда футболистов
местного футбольного клуба. Снимок вышел удачным, его увеличенную цветную копию,
раскрашенную Иосифом, выставили в витрине. Возле нее стали задерживаться прохожие -
в Южной Америке во все времена обожали футбол и футболистов.
А вскоре в ателье заглянул посетитель, настоящего имени которого я не знаю, - назовем его
доном Педро" ;). Он поинтересовался, кто автор столь привлекательной цветной фотографии в витрине.
Ему сказали, что ее раскрашивал Иосиф, художник из России. Так Иосиф познакомился со своим
будущим компаньоном.
Дон Педро достаточно свободно говорил по-русски (может, он тоже был из семьи эмигрантов,
приехавших в Южную Америку раньше?). Он, вероятно, попросил Иосифа показать ему какие-то
рисунки, и убедился, что Иосиф – талантливый и вполне профессиональный художник-портретист.
Вслед за тем, Педро предложил Иосифу заманчивый план совместного предприятия:
дон Педро, пользуясь связями в местном "истэблишменте", будет действовать как импресарио -
он будет встречаться с видными, состоятельными людьми и предлагать, чтобы известный художник
из России нарисовал их портрет, такой, какой не стыдно повесить в парадной зале или гостиной.
План не ограничивался столицей, Педро хотел добраться до провинциальных городов, где богачи
и начальство еще более честолюбивы и склонны к показной роскоши. Если один из них похвастается
новоприобретенным портретом, то другие непременно захотят иметь подобные.
Чтобы свободно переезжать из города в город, и иметь с собой, для экономии, нехитрое домашнее
хозяйство - одежду, постель и кухню, - необходим собственный вместительный транспорт. С этой целью
дон Педро приобрел маленький автобус или автофургон**. Этот автофургон, фактически, стал для них
домом на ближайшие месяцы. Бабушке Кате в нём отводилась роль домохозяйки - готовка, стирка, уборка.
Потом, когда появились средства, они могли уже снимать номера в гостиницах, и не обязательно ночевать
в фургоне.
Дела пошли в гору: дон Педро умел добиться аудиенции у "нужных" людей, портреты, нарисованные
Иосифом, раскупались за хорошие деньги. Почти год они ездили втроем по разным городам (возможно,
заезжая и в соседние Аргентину и Бразилию). Естественно, что, при такой жизни, между ними сложились
очень тесные, дружеские, доверительные отношения. Иосиф и Гитель стали откладывать деньги
на покупку собственного дома.
И вот, однажды утром, Иосиф и Катя отправились на рынок городка, где они остановились, чтобы
закупить продукты. Когда, нагруженные провизией и в радужном настроении, они вернулись к фургону
- и фургон, и дон Педро бесследно исчезли, будто сквозь землю провалились. Все денежные сбережения и
личные вещи оставались в фургоне, и, понятное дело, также бесследно и безвозвратно пропали вместе
со сбежавшим компаньоном.
Для Иосифа это был страшный моральный удар. На почве нервного потрясения он заболел, у него
началась тяжелейшая депрессия. Он не мог работать, какое-то время был близок к смерти. Вдобавок
ко всему, бабушка Катя на тот момент была уже беременна. Ей пришлось выживать в этой драматической
ситуации, но она как-то справилась. Я думаю, именно в это время она начала всерьез подрабатывать
шитьем. Затем у них родилась дочка (моя тетя Генриетта), а дедушка Иосиф постепенно поправился,
но утратил веру в людей - теперь он считал большинство жителей Южной Америки бесчестными,
недобрыми и алчными людьми, с которыми нельзя иметь дело. Он категорически не хотел там оставаться,
хотел только собрать денег на обратную дорогу в Россию. И они действительно вернулись в 1928-м;
по дороге через Атлантику попали в шторм, где едва все не потонули, т.к. плыли, похоже, не на лайнере,
а на сравнительно небольшом торговом судне.
__________________________________________________________________________________
*) дядя Женя был папе двоюродным братом и по маме, и по отцу: его отец Исаак – родной брат Иосифа,
его мама Дора – родная сестра бабушки Кати. Очень близкая степень родства.
**) Вообще-то, сам факт путешествия на собственном автобусе по Уругваю в 20-х годах прошлого
века вызвал у меня немало вопросов. Это сегодня есть множество вариантов «дома на колесах», как
стандартных, так и сделанных на заказ, и путешествуют в них тысячи автомобилистов. Но что было тогда,
почти 100 лет назад? Какими были машины, какими были дороги, много ли было машин и дорог, какими
были правила движения, как обучали вождению, и нужны ли были водительские права?
Выяснилось, что, начиная примерно с 1910 года, производство небольших автобусов в Америке и Европе
стремительно росло. Находящиеся в частном владении мини-автобусы в США активно использовались
в качестве дешевых такси (обычных или маршрутных), получив прозвище «dollar van» или «jitney».
Jitney составили значительную конкуренцию обычным городским трамваям и автобусам (их услуги
можно сравнить с формой услуг нынешней «Uber»). Так что, купить подобный автобус было вполне
возможно в 20-е годы. А езда на нем могла представляться захватывающим новомодным
приключением.
А выглядели эти автобусы примерно вот так:
Комментариев нет:
Отправить комментарий