четверг, 16 августа 2018 г.

Добро и Зло в романе Мастер и Маргарита

Добро и Зло в романе Мастер и Маргарита

Эта заметка составлена из слегка отредактированных собственных моих реплик в давней дискуссии, посвященной знаменитому роману Булгакова и происходившей на одном из интернет-форумов. Просто хотелось, чтобы эти мысли сохранились, хотя некоторые из них кажутся мне слегка наивными, упрощенными...
Вот что я там писал:
Я попробую сейчас объяснить поподробней, что мне показалось наиболее интересным (может и не "главным", но невероятно притягательным), в романе "Мастер и Маргарита". Только не принимайте мои раздумья слишком всерьез. Меня подкупает та продуманная, стройная модель нравственного устройства мира, взаимоотношений Добра и Зла, которую изображает Булгаков. И я, безусловно, соотношу и сравниваю ее с той широко известной моделью, которую предлагает христианская церковь. И мне кажется (ах, какая ересь), что булгаковская ничем не хуже.
  В обеих моделях присутствуют три главных действующих лица: Человек, Бог, и Дьявол. Оговорюсь сразу, что для материалиста вроде меня - это именно абстрактная модель, где Бог и Дьявол являются условными художественными персонажами. Для представителя церкви это, конечно, никакая не абстрактная модель, а самая что ни на есть реальность. Но церковная модель имеет долгую историю, и, по ходу ее, она изрядно изменилась. В древнейшей модели Ветхого Завета (еврейской Торе) Сатаны вообще не было. Ну был там Змей-искуситель, которого к людям для проверки подослал сам Бог. Людишки оказались порочны, проверку не прошли и были изгнаны из Рая на Землю, которая вполне могла показаться им Адом. Однако Змей - еще не Сатана, он людей не портил. Порок и несовершенство сидели в них изначально! В известной степени, именно к этой модели и возвращается в романе Булгаков.

Откуда, на мой взгляд, выросла булгаковская концепция дьявола? Она выросла из христианской проповеди непротивления злу, cнисхождения ко всем без разбора, и отложенной до Страшного суда кары за грехи - с одной стороны, и жгучего человеческого желания выявить и покарать зло, воздать злодею по заслугам еще в этой жизни - с другой. Отсюда булгаковский Христос (Иешуа) - отстраненный, немного высокомерный, не желающий марать рук и вмешиваться в грязные земные дела, уверенный, что совершенное однажды самопожертвование завершило его земную миссию. Он достаточно пострадал на кресте, и ничего не должен более людям, кроме как вершить над ними праведный суд и утешать души почивших праведников. И отсюда же усталый, мудрый, полный сарказма и мрачного обаяния Воланд с его бесшабашной свитой, несущей тягостное бремя - возиться со всей человеческой скверной, проверять "на вшивость" жуликов и карать злодеев, и утешать тех, кто небезгрешен, а потому обделен милостью Всевышнего.
  Булгаковский дьявол, желая того или не желая, делает мир чуть лучше ("я - часть той силы, которая вечно хочет зла, и вечно совершает благо"), ибо его "козни" направлены прежде всего против природного человеческого зла. Природного зла в людях столько, что дьяволу нет никакой нужды добавлять свое. "Зло" Воланда - это лишь отраженное человеческое зло, оборачивающееся почти всегда против самих его носителей. Булгаковский Иешуа - часть того чистого и непорочного Света, "добра без кулаков", которое не опускается до уровня людей порочных, которое и есть Бог по Булгакову (как я его понимаю). А Воланд - это как раз "кулаки", тот, кто не гнушается грязной работы.

Роман, с точки зрения церкви, несомненно, крамолен и опасен. Но уж больно хорош, жалко с ним расстаться. И потому некие духовные лица, весьма образованные и искушенные в схоластике, пытаются доказать, что булгаковский Воланд - тот самый коварный чорт, дьявол, желающий погубить, испортить, сбить с пути род человеческий. Мне довелось, к примеру, ознакомиться (на скорую руку, правда) с книгой дьякона Андрея Кураева о Мастере и Маргарите. В частности, с главой "Свет, тени и софистика". Изобретательно, изворотливо написано, но, уж извините, неубедительно. Невозможно, читая роман, не увидеть, не ощутить собственной симпатии автора к Воланду. Да неужели одному мне кажется, что Воланд в романе - отнюдь не носитель Зла, хотя милосердие, действительно, не по его ведомству? И что Воланд действует в той же системе нравственных координат, что и Бог, только по линии контроля и наказаний. И понятия Зла и Блага, вынесенные в эпиграф, он трактует, в общем, также, как мы. И когда он говорит, что "милосердие стучится в их сердца", он вовсе не сердится, а хвалит москвичей. А когда говорит, что "квартирный вопрос только их испортил", то искренне так и считает - испортил. И что он терпим и галантен. И даже мягок и снисходителен с Марго и Мастером, с Пилатом и Варенухой... ОН НЕ ДЕЛАЕТ НИ ОДНОГО ХОРОШЕГО ЧЕЛОВЕКА ПЛОХИМ, и явно даже не пытается этого делать. Наоборот, некоторые плохие после общения с ним несколько приходят в норму, начинают хоть немного задумываться о тех вещах, о которых приличному человеку положено задумываться.
  Мне могут возразить: так ведь нету в романе, среди живых, явно положительных людей. А потому и нету, что булгаковскому Дьяволу  нет до них дела - они не его клиенты. Его нисколько не беспокоит, когда по земле ходят порядочные, хорошие люди. А вот обычному, в нашем понимании, чорту как раз хорошие люди не давали бы покоя, именно за "чистыми душами" он бы охотился (скверные-то и так ему достанутся). Вспомним: тот, старый дъявол пытался искушать даже Христа.  

Итак, люди порочны, в них сидит всякая скверна... А создал-то их кто?!! Ай-ай! Выходит, что Бог - бракодел? А он ведь человека лепил по своему образу и подобию, и душу в него "вдыхал". Ай-ай-ай,- сказали мудрые священнослужители, и принялись исправлять положение. И исправили. Так потихоньку возникла нынешняя христианская модель, в которой Сатана - фигура, почти равносильная Богу, во всяком случае, в грешном земном мире равносильная.
  По этой христианской модели, Бог все делает идеально, и души людей создает безгрешные и чистые, и всех созданных им людей он бесконечно любит. Любит-то любит, но всех отправляет на Землю хлебать лиха (хм, чегой-то значит в нас все же "не то", соли что ли не хватает?). И в какой-то момент, может сразу при рождении, а может уже при жизни, коварный Сатана овладевает многими из людей, искушает и калечит наши бедные души. А кое-кто так становится вообще сущим злодеем. Ну а после жизни Бог всех строго, но справедливо судит, и все получают по заслугам.
  В этой модели есть кое-какие изъяны и "нестыковки" (если бы их не было, ее уже давно все признали бы единственно верной, и никаких споров вокруг нее не было.) Вот, к примеру, пара деталей, вызывающих сомнения:
Первая - это то, о чем я пытался говорить в самом начале, я бы назвал это принципом Невмешательства Бога в земные дела. Некоторые определяют его как предоставление человеку полной Свободы Воли. Однако выглядит это полным самоустранением Бога от людских печалей и забот, подобным пресловутому пилатовскому "умыванию рук", превращает самого Бога в абсолютно ненаблюдаемую величину. К этому стоит добавить христианскую заповедь "непротивления Злу". Христианский Бог не желает карать злых людей при жизни, и призывает к тому же нас в своих библейских проповедях. И вот мы свидетели тому, как мерзавцы и стяжатели, плюющие на нравоучительные проповеди, доживают до старости в достатке и полном здравии. Посланник божий Христос вообще как бы "не замечает" зла, не желает иметь с ним дела, в любом человеке ищет исключительно Добро. И правда - зачем карать преступника? Может, он еще успеет раскаятся.
Злодей, пока он жив, словно бы остается вне поля зрения Бога. Если и богопослушные люди будут до конца следовать принципу "непротивления", то злодея практически некому будет остановить (кроме как другому, еще большему злодею). Верующий человек еще может как-то утешиться тем, что злодей потом будет гореть в аду, но атеисту(агностику) утешиться решительно нечем.
  Как совместить бескрайнее божеское милосердие, жалость к людям, с полным невмешательством в земные дела? Как можно быть милосердным, и при этом палец о палец не ударить, чтобы хоть кому-то помочь? Всемогущий Бог мог бы сделать этот дивный мир добрее, справедливее, мог бы помочь многим несчастным, исцелить болезни... всего этого он не делает. Объяснение тут возможно одно единственное - этот мир Богу нужен таким как он есть, с болью и страданиями. Ведь именно боль и страдания приводят многих людей к "божьему порогу". Может быть, болезни и страдания Бог послал им за грехи? Нет таких данных. И, к тому же, это ведь уже будет "вмешательство". Может быть, Бог исцеляет тех, кто пришел к нему с молитвой? И опять - нет таких медицинских данных, сколько бы священники не уверяли меня в обратном. И даже наоборот, те, кто между эскулапом и священником выбрали врача, имеют лучшие шансы на исцеление. Статистика, знаете ли...черт бы ее побрал.

Еще одно (вторая деталь) - концепция Страшного суда. Как может Бог строго и беспристрастно судить тех, кого он сам создал? Он же Отец наш на небе. А где же пресловутое всепрощение? Живой отец может ругать и наказывать своих детей, но быть им прокурором и судьей...? перебор. А ведь Бог, по христианской модели, гораздо больше, чем просто отец, - он ТВОРЕЦ, создатель. Архитектор может построить здание, а затем, недовольный результатом, в гневе разрушить его. Но на кого он при этом гневается? Разве на здание? Да на себя самого он сердится, и себя лишь может винить.
Представьте, что конструктор сделал робота, и вложил в него не слишком совершенную программу, не учтя всех грозящих опасностей, а затем отправил гулять по городу, предоставив ту самую пресловутую "свободу воли". И вот бедный робот натворил жуткий погром, и теперь конструктор с грозным видом собрался его "судить". Смешно.
  Лучше уж совсем отбросить эмоции, и представить, что обработка наших душ - этакий производственный процесс, в котором Страшный суд выполняет функции контроля качества, ОТК. И Бог не делает никакого брака и никаких ошибок, просто он вбрасывает людей в этот мир как необработанные болванки, а дальше жизнь их обтачивает. А уже после смерти на Небе решают - вышла хорошая деталь, или надо ее отправить на доработку, или совсем никуда не годная, на свалку ее, точнее - на вечные муки. Почему Бог не создает сразу то, что ему надо - не спрашивайте ваших глупостей. Таков технологический процесс - и все. Ну, может, это самый простой и быстрый процесс. Может, иной, более совершенный и справедливый мир невозможен в принципе, даже для всемогущего Создателя...
  Такая модель достаточно логична и самодостаточна, и я знаю несколько неглупых глубоко верующих людей, которые будут ревностно доказывать, что все именно так и есть. Но мне она не очень по душе.
  Во-первых, у этой теории нет, и не может быть, никаких фактических доказательств. То, что она логически непротиворечива, вовсе не значит, что она верна. Это всего лишь еще одна теория, и все они стоят одна другой, как справедливо замечает Воланд Берлиозу. Во-вторых, этой теории есть определенная жестокость по отношению к людям, хоть она и сулит им вечную жизнь, - она ставит людей в положение винтиков и болванок для неведомых, непостижимых божественных нужд. Она не предполагает необходимости прогресса и улучшения жизни на Земле. Она предлагает возлюбить Бога и всецело подчиниться его воле, отказавшись, в значительной мере, от своей собственной.(Какая уж тут "свобода воли", вместо нее нам предъявляют длинный список церковных правил и догм, значительно больший, чем 10 заповедей. Причем нет, естественно, никаких доказательств, что правила эти - прямиком от Бога, а не составлены они служителями церкви, такими же смертными, непорочность которых, уж извините, под сомнением.) Эта теория ограничивает и ослабляет наше природное стремление к научному познанию и переустройству мира, объявляя его гордыней, и в то же время, снижает меру нашей ответственности за судьбу Земли и наших потомков, тихо и незаметно подменяя ее страхом божьего суда.
Но я увлекся и слишком ушел от темы. Да и спать пора :)

суббота, 11 августа 2018 г.

Августовский разговор с облаком

Августовский разговор с облаком

Над холмами жар колышется,
Мчит за солнцем "неотложка".
Отчего ж тебе не пишется?
Спросит облако в окошке.

Но в ответ задам я облаку
Свой вопрос бесцеремонный:
А тебе чего ж не выплакать
Дождь над садом опаленным?

А потом росой серебряной
Да туманом не окутать,
Чтоб со сказкой день потерянный,
День напрасный перепутать...

Вянут мысли, точно листья
желтых, выжженных растений
И не будет нам амнистий,
И не светит послаблений.

Нет ни сказки, ни прозрения
В жарком летнем царстве лени.
Ты и я, как привидения,
Не отбрасываем тени

суббота, 4 августа 2018 г.

Неотвратимость климатической катастрофы

Человечество продолжает уверенный и бесшабашный марш навстречу климатической катастрофе. Продолжает, увлеченное своими наполеоновскими планами, жаждой богатства и комфорта, мелкими дрязгами, взаимной враждебностью, борьбой за региональное превосходство и футболом. Продолжает, движимое некой самоубийственной программой, заложенной в нас самой природой.

Наиболее серьезные научные доклады о непрерывном изменении климата, невиданном вымирании биологических видов, о физико-математических моделях, предсказывающих рост средних температур от полутора до 6 градусов к концу столетия, пишутся в обычной сдержанной, отстраненной манере, как будто речь об изменении климата на Сатурне. Хотя, если вдуматься, должны быть воплями отчаяния. Ученых можно понять: кто станет слушать истеричные вопли? Иногда сухие цифры красноречивей слов. Но и их люди не хотят слышать. Одни, потому что их заботит лишь собственное ближайшее будущее, другие, потому что не верят ученым, считая их интересантами, третьи, потому что уверены (и тут они очень близки к истине), что "от них ничего не зависит"; есть и четвертые - для тех "всё в руках божьих".
От многих я слышал: "не верю во все эти апокалиптические байки", от многих: "не может быть, что это влияние человека". Ребята, это не вопрос веры! Климатология - это наука, основанная на физике, химии и сложнейших математических моделях, пусть пока не очень точных в деталях, но, в основном, подтверждающихся жизнью. Это множество совершенно независимых, ничем не обязанных друг другу, ученых из разных стран, которые твердят нам: "Люди, это происходит на самом деле, и, с высочайшей долей вероятности, из-за нас!"
Понимаем ли мы, что повышение средних температур на 3-4 градуса к концу столетия - это катастрофа, которая сделает непригодной для нормальной жизни огромные территории, превратив их в пустыни, и наполнит атмосферу огромными массами водяного пара, превратив атмосферу средних широт в воздух парной бани? О каких планах роста продолжительности жизни (и повышении пенсионного возраста, вот умора!) можно тогда говорить? Да люди будут дохнуть молодыми от жары и нехватки кислорода. Это ли "счастливое будущее" для наших внуков?
Где-то, уголком сознания, - мы понимаем. Но я уверен, что не сможем сделать абсолютно ничего. Продолжим войны и гонку вооружений, продолжим качать нефть и сжигать газ, продолжим покупать машины и летать самолетами, продолжим производить миллиарды тонн пластика, и покупать, покупать кондиционеры... миллионы, миллиарды кондиционеров. Нам же нужен комфорт, чтобы жить долго.
Поразительно, насколько умен может быть отдельный человек, глубоки его знания, насколько он способен все планировать и расчитывать для себя самого, и насколько безмозгло и неспособно управлять ситуацией человечество в целом. Человечество в целом гораздо ближе, по "разумности" поведения, к саранче или колонии раковых клеток. Раковым клеткам невозможно объяснить, что они должны изменить свое "поведение", их будущее - либо быть уничтоженными, либо убить организм, в котором они существуют, погибнув вместе с ним.

62-й день рождения

Я иду по кромке изумрудной воды, Прибой в пузырьках белой пены. Нигде так моря не светлы и нежны Как у самого берега… в дни войны   Слева да...